2 класс


Урок №7. Сказка в музыкальных спектаклях.
(18-22мая).


Театр оперы и балета в городе Харькове.


Оркестровая яма в театре.


Балет - музыкальный спектакль, в котором герои свои мысли и чувства высказывают при помощи танцев, жестов, выражения лица, движений под музыку.

Муз. О.И.Ходоско. Сцена из балета "Дюймовочка". 

Муз.И.В.Морозова. Сцены из балета " Доктор Айболит".


Опера - музыкальный спектакль, в котором все герои  вместо разговорной речи поют.

Мультфильм - опера "Три медведя".

Опера в шишкиной школе.

Домашнее задание. 
Ответь  на вопрос.Чем похожи и в чём разница между операми и балетами?


Урок№6. Сказка в музыке.
(12-15 мая). 


Мы продолжим беседу о сказках. О каком сказочном герое сегодня будет музыкальное произведение? На этот вопрос вы ответите, когда очень внимательно прослушаете пьесу Сергея Слонимского. Прислушайтесь  к средствам музыкальной выразительности и пофантазируйте.



В этой пьесе композитор музыкальными звуками нарисовал очень маленькую, добрую и милую  девочку, у которой не всегда в жизни всё складывалось хорошо. Поэтому наряду с добрыми, ласковыми интонациями звучала грусть и даже напряжение и волнение мы слышали в музыке. Это был музыкальный рассказ С.Слонимского  "Дюймовочка".

В 19 веке датский детский писатель и поэт Гангс Христиан Андерсен написал сказку  "Дюймовочка". Эта сказка настолько всем понравилось, что стали появляться и музыкальные произведения, и произведения изобразительного искусства, и мультфильмы о приключениях Дюймовочки.

Мультфильм "Дюймовочка"


Слова и Музыка Н.Май."Пісня про кульбабу"

Н. Май.  «Пісня про кульбабу».

1.Росла кульбаба у садочку,
Неначе сонечко в траві,
І золоту свою сорочку
Плела до самої зорі.

Приспів:
А сонце зранку шепотіло:
Кульбабо-доню, не журись!
Як стануть в тебе коси білі -
Ти в небо синє полетиш!

2.В кульбаби коси посивіли,
Неначе білий-білий сніг,
Лети до сонця, квітко мила,
Та повертайся на весні!

Приспів.

3.Летить, летить вона по небу
І каже сонечку: Привіт!
І щастя більшого не треба,
Ніж в синім небі так летіть!


Выполни ритмическое упражнение.




Домашнее задание.
1.Сравнить средства выразительности, которыми С.Слонимский воспользовался. чтобы рассказать музыкальными звуками о Бармалее и Дюймовочке.
2.Пой "Пісню про Кульбабу".
3.Выполняй ритмическое упражнение.







Урок №5. Сказка в музыке.
4 - 8 мая.


Из высоких, низких, средних звуков складывается мелодия, выразительность которой придают динамические оттенки (громче, тише). Звуки в музыкальных произведениях  двигаются то медленно, то быстро. Но любая мелодия покажется малопривлекательной, если звуки, её составляющие, будут одинаковы по своей длительности.
Звуки по своей продолжительности бывают  разными  (длинные, короткие).
Обозначим долгий звук - та (один длинный шаг мамы).
Короткие звуки - ти-ти ( два коротеньких шажка малыша).


 






Послушай пьесу, которая тебе расскажет о  сказочном герое. Прислушиваясь к средствам музыкальной выразительности, ты сможешь определить добрый или злой этот герой.
Слушая, подбери слова, которыми можно охарактеризовать эту музыку.
Какого сказочного героя ты нарисовал в своём воображении?






Сказку о Бармалее написал детский писатель Корней Иванович Чуковский.
Музыкальное произведение - пьесу - Сергей Михайлович Слонимский и назвал её "Марш Бармалея".


Музыка имеет чёткий, прерывистый, маршевый ритм
Подвижный, торопливый  темп. 
Громкую, резкую динамику.
Прыгучую, скачкообразную мелодию.
Тёмный, насыщенный тембр.
Преобладают низкий и средний регистры.
Благодаря этим средствам музыкальной выразительности композитору удалось музыкальными звуками рассказать об отрицательном, злом сказочном герое. 

Сравни звучание "Марша Бармалея" в  разном исполнении. Поделись своими впечатлениями.

Мультипликаторы создали несколько различных мультфильмов о Бармалее.







Домашнее задание.
1.Слушай пьесу "Марш Бармалея" в разном исполнении. Запомни автора музыки,отвечай на заданные вопросы.
2.Запомни информацию о средствах музыкальной выразительности.
3.Пой знакомые песни. 






Урок №4. Прогулка.
27 - 30 апреля
Назовите имя композитора, который изображён на портрете.
Какие произведения Сергея Сергеевича Прокофьева вы слушали?
Эти произведения  входят в сборник композитора  "Детская музыка". 12 фортепианных пьес рассказывают о красоте, которая нас окружает, только её нужно  замечать.
Сегодня мы продолжим знакомство с музыкой из сборника С.Прокофьева.
Предлагаю прослушать две пьесы "Ходит месяц над лугами" и "Шествие Кузнечиков".
Слушая музыку, определите в каком порядке прозвучали пьесы.
Что в музыке вам подсказало порядок исполнения?
Как звучало каждое из произведений?



Первая пьеса звучала отрывисто, ритмично и легко. Напоминала прыгающих кузнечиков. Вторая - мелодичная, напевная, изображала плывущий по небу месяц, который ведёт тихую и спокойную беседу со звёздами, не нарушая тишину ночи.
 
С.Прокофьев. Пьеса "Ходит месяц над лугами".

Посмотри мультфильм "Прогулка", в котором использованы пьесы из сборника С.Прокофьева "Детская музыка".  
Узнай знакомые из них, познакомься с другими. 
Попытайся порассуждать на тему о роли музыки в мультфильме.


Домашнее задание.
1. Слушай пьесы С.Прокофьева, отвечай на вопросы.
2.Повтори знакомые песни.



Урок№3. Детские игры.
21 - 24 апреля
Рассмотри изображения. Расскажи о том, чем заняты дети. Представь, что картинки оживили. Какой музыкой ты изобразил бы увиденное и услышанное?






Послушай музыкальное произведение.
Как звучит музыка?
Какому изображению соответствует настроение и характер пьесы?


Совпадают твои представления о живой картинке с музыкой композитора?



Эту пьесу сочинил Сергей Сергеевич Прокофьев и назвал "Пятнашки".
Послушай ещё раз пьесу, услышь изменения в ней.
Изменения тебе подскажут подробности о том, что во время игры не всегда всем было весело.
Что же, на твой взгляд, произошло? Как об этом рассказал композитор?
С.С. Прокофьев. Пьеса "Пятнашки"

Благодаря быстрому темпу мы поняли, что дети играют в подвижную игру. Появление в музыке низких тёмных звуков подсказало слушателю о неприятной ситуации, которая возникла во время игры

Наши друзья из Шишкиной школы тоже говорят на уроке  о важности темпа в музыке. Они нас пригласили в гости. Отправляемся в Шишкину школу.  



Предлагаю вам разучить танец-игру. Благодаря  этому танцу вы всем телом ощутите изменения темпа музыки.




 Эту игру можно использовать утром вместо зарядки, вместо разминки при выполнении домашних заданий. 

Домашнее задание.
1.Пой песни о весне, о дождике, о радуге.
2.Запомни, что обозначает понятие «темп». Какое место темп занимает в музыке?
 3.Прослушай несколько раз пьесу С.Прокофьева «Пятнашки».

Какое место в создании образа детской игры занимает темп?




Урок№1. Музыка рассказывает о птичке.
6 - 10 апреля.

Эдвард Григ.

Сегодня ты услышишь пьесу норвежского композитора Эдварда Грига , который жил в 19 веке.
  
Пьеса - небольшое музыкальное произведение, которое исполняется на  музыкальных инструментах.
Пьеса. "Птичка".




На каком музыкальном инструменте исполнялось произведение?
Благодаря каким звукам удалось композитору изобразить птичку?
Как ты считаешь, в этой музыкальной истории птичка была одна?
Как изменялись музыкальные звуки?
Чтобы было легче  ответить на вопросы, прослушай пьесу несколько раз.

Расскажи историю , которую ты услышал в музыке, о птичке.
Нарисуй иллюстрацию к пьесе.

Разные по высоте звуки.






Пой вместе с нами.

Пісня. З.Красуляк  "Вийди, сонечко".




Пісня. Н.Май  "Кап-кап".


Домашнее задание.
1. Пой песни.
2. Слушай несколько раз пьесу "Птичка".
3. Придумай и расскажи историю о птичке, которая возникла в твоих фантазиях благодаря музыке Эдварда Грига.  






Урок №2. Дождь и радуга.
13 - 17 апреля.
Сергей Сергеевич Прокофьев.


Послушай пьесу композитора С.С. Прокофьева "Дождь и радуга"Попробуй определить когда композитор музыкальными звуками рассказывает о радуге, а когда о дождике.


Как изменялась мелодия?
Одинаковыми по размеру  в музыке изображены капельки дождя,  или крупными и мелкими? Как изменялись звуки?
Слушая ещё раз, изобрази движениями рук разные по величине капли и радугу.
 С.Прокофьев. Пьеса "Дождь и радуга".


Узнай больше о радуге. 





Пісня Н.Май "Веселка"




Домашнее задание.
1. Пой песни.
2. Слушай несколько раз пьесу  "Дождь и радуга" С.Прокофьева, отвечай на вопросы.
3. Узнай больше о радуге.

 Подарок от учителя к Празднику. 

На радісну весняну пору припадає одне з найвеличніших свят - Великдень. Не можна уявити його без писанки - розмальованого візерунками яйця.


Пісня. Сл. Д.Чередніченко. Муз. В.Кравчука.
"Розмалюю писанку".

 



Подивися  казку  "Писанка-Чарівне Яйце".
Про що ти дізнався?







Український народ створив багато легенд про писанку.
Послухай і подивися одну з них.

Легенди України. " Писанка"






Спробуй разом з батьками знайти інші мультфільми, казки та легенди про Великдень.







Комментариев нет:

Отправить комментарий